Гайды по сценариям - Общий гайд для всех сценариев

18.05.2017

Все сценарии Global Management Challenge по своему уникальны и за многолетнюю историю чемпионата их накопилось несколько десятков. Тем не менее, при составлении стратегии компании на предстоящую игру есть ряд универсальных советов, которым смело можно следовать в любой ситуации. Основываясь на суммарном многолетнем опыте наших экспертов, ниже для вас представлены общие советы по стратегии в Global Management Challenge.

Перед началом игры важно проанализировать степень конкуренции между компаниями на рынке. Эластичность спроса от некоторых факторов зависит от суммарной доли, которую занимают компании на рынке. Чем меньше суммарная доля рынка, занятая вами и вашими конкурентами, тем выше эластичность спроса и проще наращивать объемы продаж. Например, если в группе вместе с вами будет всего 4 команды (минимально возможное количество), то в среднем вы можете рассчитывать на больший рост спроса по сравнению с группой, где играть будут все 8 команд (максимальное количество). Однако, даже если ваша группа состоит из 8 команд, нужно проанализировать реальную силу конкурентов - играть в 1 раунде национального чемпионата, где много “зеленых” новичков или в международном финале, где играют лучшие из лучших - это 2 большие разницы. В “слабой” группе нужно играть более агрессивно, инвестируя больше средств в развитие компании. В сильной группе наоборот нужно перейти в режим экономии, поскольку заработать конкуренты не позволят и вы будете зря сжигать деньги. Этот и прочие гайды справедливы для групп со средней конкуренцией, где ведется активная борьба за рынок.

 

Реклама

  1. Имиджевая реклама - имеет сильный накопительный эффект на спрос, но принятое решение оказывает влияние только через период (если решение принято в 1 периоде, то эффект наступает во 2 периоде). Большую часть инвестиций в имиджевую рекламу следует направить на рынок с максимальной выручкой с постепенным уменьшением инвестиций до 0 к 5 периоду.
  2. Прямая реклама - накопительный эффект на спрос незначительный. Чем больше потенциальная выручка от продажи продуктов на рынке, тем больше нужно инвестировать в прямую рекламу. Совокупные расходы на прямую рекламу следует держать в диапазоне 4-8% от планируемой выручки.

 

Ценыэластичность спроса от цены зависит от совокупной доли рынка, которую занимают компании в группе. Чем ниже совокупная доля рынка, тем больший эффект на спрос оказывает изменение цены. Если в начале игры (1 и 2 период) совокупная доля рынка низкая (менее 40%) и эластичность спроса от цены максимальная, то следует снизить цены и нарастить долю рынка. Когда совокупная доля рынка станет высокой (более 60%) и эластичность спроса от цены минимальной, то следует повысить цены до средних на рынке или выше. В результате компания сохраняет большую часть доли рынка от демпинга и получает дополнительную прибыль за счет большей рентабельности по сравнению с конкурентами (рентабельность один из факторов гудвила).

 

План производства - при расчете количества продуктов для отгрузки агентам и дистрибьюторам, не следует отправлять частично заполненные контейнеры. Особенно это касается рынка ЕС, где отправка 1 контейнера стоит 8 000. Следует планировать отгрузку контейнеров с максимальной возможной загрузкой, это повысит рентабельность компании. Планируйте объем производства в зависимости от прогноза спроса и выбранной стратегии. Пользуйтесь возможностью оставить часть продукции на складе, чтобы равномерно сбалансировать нагрузку на производство в условиях сезонного изменения спроса и избежать невыполненных заказов (невыполненные заказы один из факторов гудвила).

 

Качество продукции

  1. Исследования и разработки - исследования и разработки (НИОКР) один из факторов гудвила. Внедрять необходимо только MAJOR разработки, MINOR внедряются автоматически. В том периоде, когда вы планируете внедрить MAJOR разработку, следует минимизировать остатки продуктов на складе, т.к. вам придется списать данные остатки по цене лома. В истории компании могут указаны (или не указаны) MAJOR разработки, которые не были внедрены в предыдущие периоды. В 1 периоде следует обязательно внедрить данные MAJOR разработки. Прогнозирование разработок и планирование бюджета НИОКР следует производить на основании накопленной базы данных управленческих отчетов. Вы можете приобрести оптимальный план НИОКР для всех сценариев в нашем каталоге.
  2. Время сборки - эффект от увеличения сборки на спрос наступает только через период (если решение принято в 1 периоде, то эффект наступает во 2 периоде). Если вы решили увеличить время сборки продукта, то следует повысить сбору уже в 1 периоде, максимум во 2 периоде. Оптимальное время сборки в дипазоне 110 - 120% от норматива.
  3. Премиальные материалы - применение премиальных материалов эффективно только при низкой стоимости сырья. Фактическое применение премиальных материалов может иметь всего 2 варианта (спрос имеет линейную зависимость от данного фактора) - если использование премиальных материалов в производстве экономически оправдано, то устанавливаем 100%. Если экономически не оправдано, то устанавливаем 0%.

 

Аутсорсинг - полезная опция для быстрого масштабирования производства. Альтернатив аутсорсингу ровно 2 - переход на большое количество смен (2, 3) и приобретение новых станков. Эффективное применение аутсорсинга требует качественного планирования производства в следующем периоде. Следует приобрести такое количество полуфабрикатов, чтобы перевести станки и машинистов на работу в 1 смену при 100% загрузке (5 дней в неделю). Это позволит не платить персоналу за сверхурочную работу и снизит себестоимость выпущенной продукции. Если у компании достаточно наличных средств, а цены на полуфабрикаты в следующих периодах будут расти, то следует приобрести запас полуфабрикатов на несколько периодов вперед по минимальной цене.

 

Агенты и дистрибьюторы - количество агентов и дистрибьюторов зависит от планируемой выручки на рынке ЕАЭС и ЕС. Оптимальное количество агентов и дистрибьюторов для рынка ЕАЭС в диапазоне 5 - 7, для рынка ЕС в диапазоне 4 - 6. Оптимальное количество агентов и дистрибьюторов следует нанять в 1 периоде и не изменять его до конца игры. В 5 периоде следует нанять дополнительно 1 или 2 дистрибьютора для увеличения гудвила компании (увеличение агентской сети один из факторов гудвила). Вы можете приобрести оптимальный план найма агентов и дистрибьюторов для всех сценариев в нашем каталоге.

 

Операции

  1. Сырье - покупайте сырье с небольшим запасом, чтобы его точно хватило для производства продукции в периоде. Следует спланировать производство на все 5 периодов и приобрести сырье по 3 и 6 месячным фьючерсам, чтобы снизить себестоимость продуктов. Если вы используете полуфабрикаты для производства продукции, то покупать сырье не требуется.
  2. Техническое обслуживание - в процессе эксплуатации станки изнашиваются и требуют постоянного технического обслуживания. Если станки своевременно не обслуживать, то их эффективность будет постепенно снижаться и рабочие станут тратить больше времени на производство деталей, что увеличит себестоимость продукции. Оптимальная эффективность станков около 92%, для которой достаточно 15 часов технического обслуживания из расчета за 1 рабочую смену. Для достижения более высокого уровня эффективности станков потребуется большее количество часов технического обслуживания, что экономически не выгодно. Вы можете приобрести оптимальный план технического обслуживания для всех сценариев в нашем каталоге.
  3. Количество смен - производство продукции в 1 смену всегда дешевле, чем в 2 смены (при прочих равных), а производство в 2 смены всегда дешевле, чем в 3 смены (при прочих равных). Переводите производство на работу в 1 смену и используйте аутсорсинг для компенсации недостающих мощностей производства. При отсутствии возможностей увеличить производство в 1 периоде за счет аутсорсинга, необходимо перевести производство на работу в 2 или 3 смены. В противном случае вы можете потерять долю рынка, т.к. не сможете поставить своим агентам и дистрибьюторам достаточное количество продукции по сравнению с более агрессивными конкурентами.
  4. Интернет-порты - количество портов должно быть достаточным, чтобы допускать не более 0,1% посетителей, которые не смогли зайти на сайт. В 5 периоде количество купленных портов можно удвоить, т.к. платеж производится через период.
  5. Развитие веб-сайта - влияет на увеличение спроса только в Интернете. Чем больше инвестиции в развитие веб-сайта, тем больше рост спроса. Оптимальное значение инвестиций зависит от размера рынка Интернет и находится в диапазоне 15 - 30. Вы можете приобрести оптимальный план развития веб-сайта для всех сценариев в нашем каталоге.

 

Персонал

  1. Найм сборщиков - дешевый, но не гарантированный способ увеличить количество сборщиков. При достаточном количестве свободных сборщиков на рынке труда, найм требуемого количества практически обеспечен. При дефиците свободных сборщиков на рынке труда, вероятность успешного найма снижается до 20-30% от запланированного количества. В такой ситуации найм еще большего количества сборщиков не имеет смысла, вы потратите деньги впустую. Эффективнее инвестировать в факторы, которые повышают шанс найма сборщиков или сокращать производство.
  2. Обучение сборщиков - дорогой, но гарантированный способ увеличить количество сборщиков. Применяется в исключительных случаях, когда конкуренция среди компаний за сборщиков на рынке труда высокая. В любой другой ситуации дешевле будет увеличить найм сборщиков или повысить ставку заработной платы, чтобы повысить шансы их нанять.
  3. Ставка заработной платы - уменьшать ставку заработной платы нельзя, это автоматически приведет к увольнению части сборщиков и забастовке оставшихся в компании. Увеличивать ставку заработной платы следует по мере необходимости (если на рынке труда недостаточно свободных сборщиков), т.к. это приводит к увеличению себестоимости продукции.
  4. Управленческий бюджет - увеличение управленческого бюджета повышает спрос на продукцию, уменьшает процент брака, ускоряет исследование разработок НИОКР, уменьшает риск наступления форс-мажора, увеличивает шанс найма сборщиков и т.д. Оптимальное значение управленческого бюджета составляет 13 - 14% от административных затрат. Уменьшение управленческого бюджета может привести к увольнению части сборщиков и забастовке оставшихся в компании, поэтому может применяться только в крайнем случае при существенном превышении управленческого бюджета над оптимальным значением.
  5. Тренинг - принцип действия тренинга аналогичен управленческому бюджету, но оказывает в 10 раз меньший эффект. В отличие от управленческого бюджета, тренинг можно уменьшить до 0 без риска вызвать забастовку сборщиков или форс-мажор. Оптимальное значение тренинга составляет 1,3 - 1,4% от административных затрат. Тренинг обладает существенным накопительным эффектом (аналогично имиджевой рекламе), рекомендуется инвестировать большую часть средств в начале игры и постепенно уменьшать к 5 периоду.

 

Финансы

  1. Выкуп и эмиссия акций - эмиссия акций увеличивает доступную ликвидность компании (ликвидность один из факторов гудвила), поэтому в течение игры нужно минимум 2 раза провести эмиссию акций в размере +10% от капитала акционеров (каждый календарный год). Для большего эффекта правильно выбирайте момент выпуска и выкупа акций - выпуск при максимальной цене акций, выкуп при минимальной цене. Так компания зарабатывает дополнительную ликвидность за счет разницы курсов.
  2. Дивиденды - дивиденды один из факторов гудвила. Могут быть выплачены только в том случае, если нераспределенная прибыль в предыдущем периоде больше 0. Выплаты дивидендов следует начинать как можно раньше и проводить каждый период с постепенным увеличением суммы выплат в 1,5 раза.
  3. Срочный кредит - кредит, который можно взять, но невозможно погасить. Решение имеет смысл только в том случае, когда компания берет необеспеченный кредит, который не сможет погасить до 5 периода. Банк предоставляет срочный кредит по ставке 10%, необеспеченный кредит по ставке 10,5%. Т.о. срочный кредит позволит занять средства по более низкой процентной ставке и сэкономить на обслуживании долга.
  4. Депозит - все “свободные” средства следует положить на депозит, что позволит получить дополнительный доход.
  5. Покупка станков - решение не имеет смысла, т.к. недостаток собственных производственных мощностей выгоднее заменить с помощью аутсорсинга. Приобретение нового станка уменьшает оборотные активы (наличные) на 300 000, но увеличивает внеоборотные активы лишь на 292 500 (стоимость оборудования каждый период уменьшается на 2,5% за счет амортизации).
  6. Продажа станков - решение имеет смысл только в том случае, когда компания ограничена лимитом свободной площади завода и необходимо освободить место для найма сборщиков. Это рискованная стратегия, где важно помнить, что при продаже станков возникают дополнительные расходы в виде налога 60 000, которые необходимо отыграть в следующих периодах. При высокой конкуренции это сделать очень трудно, поэтому эффективнее всего применять такую стратегию только на ранних стадиях чемпионата или в группах с неполным количеством участвующих команд.
  7. Площадь - лимит площади ограничивает производственные мощности компании. Следует контролировать свободную площадь на заводе при приобретении новых станков или найме сборщиков. Если свободной площади недостаточно, то приобрести станки и нанять персонал будет невозможно.
  8. План страхования - наступление форс-мажора имеет определенную последовательность и сумму потерь для каждого сценария. Для корректного прогноза форс-мажора достаточно 1 комплекта управленческих отчетов. Вы можете приобрести оптимальный план страхования для всех сценариев в нашем каталоге.

 

Платная информация

  1. Доли рынка - полезно купить платную информацию о долях рынка хотя бы в 1 и 2 периоде, когда компании наращивают продажи высокими темпами. Так вы сможете оценить свободные ниши на рынке и скорректировать стратегию увеличения собственной доли рынка (доля рынка один из факторов гудвила). В последующих периодах можно обойтись без платной информации, т.к. доли рынка будут расти незначительно и их изменение можно будет прогнозировать на основе уже готовых отчетов.
  2. Информация о компаниях - информация о компаниях бесполезна в процессе игры, но позволит проанализировать стратегию конкурентов при последующем анализе. Попытки скорректировать собственную стратегию и подстроиться под решения конкурентов (нарастить рекламный бюджет, сократить НИОКР и т.д.) с большой вероятностью приведут к поражению. Если вы уверены, что побеждаете или наоборот, что победить шансов нет, то приобретайте всю платную информацию - будет, чем обменяться с конкурентами из группы после игры.

 

Вы можете приобрести в нашем каталоге расчетную модель для всех сценариев, которая оптимизирована с учетом указанных выше советов.