Гайды по сценариям - Общий гайд для всех сценариев

18.05.2017

Все сценарии Global Management Challenge по своему уникальны и за многолетнюю историю чемпионата их накопилось уже несколько десятков. Тем не менее, при составлении стратегии компании на предстоящую игру есть ряд универсальных советов, которым смело можно следовать в любой ситуации. Основываясь на суммарном многолетнем опыте наших экспертов, ниже для вас представлены общие советы по стратегии игры на новой версии симулятора Global Management Challenge.

 

Конкуренция в группе - перед началом игры важно проанализировать как сильно ваши конкуренты будут мешать продавать продукцию на рынке. Эластичность отдельных факторов спроса очень сильно зависит от суммарной доли, которую компании занимают на рынке. Чем меньше суммарная доля рынка занятая вами и вашими конкурентами, тем проще наращивать объемы продаж и наоборот. Например, если в группе вместе с вами будет всего 4 команды (минимально возможное количество), то в среднем вы можете рассчитывать на больший рост спроса по сравнению с группой, где играть будут все 8 команд (максимальное количество). Но даже, если ваша группа состоит из 8 команд нужно примерно понимать реальную силу ваших конкурентов - играть в 1 раунде национального чемпионата, где много “зеленых” новичков или в финале чемпионата мира, где играют лучшие из лучших - это 2 большие разницы. В “слабой” группе нужно играть более агрессивно, инвестируя больше средств в экспансию на рынки. В сильной группе наоборот нужно перейти в режим экономии, поскольку заработать конкуренты вам не дадут и вы будете лишь зря сжигать деньги. Этот и прочие гайды справедливы для групп со средней конкуренцией, где ведется активная борьба за рынок.

 

Реклама

  1. Имиджевая реклама - помним о сильном накопительном эффекте от инвестиций в корпоративную рекламу, поэтому инвестируем максимум в 1 и 2 периоде с постепенным уменьшением до 0 в 5 периоде. Для большего эффекта выбирайте рынок с максимальным объемом продаж, как правило это ЕАЭС или Интернет. Рынок ЕС значительно меньше по размерам и большие вложения в корпоративную рекламу почти не окупаются.
  2. Прямая реклама - придерживайтесь простого правила, чем больше потенциальные продажи продукта, тем больше нужно вкладывать в его рекламу на рынке. Общий рекламный бюджет на прямую рекламу рассчитывайте исходя из планируемого дохода от продаж, придерживайтесь доли 4 - 8% от выручки. Накопительный эффект прямой рекламы небольшой, поэтому в отличие от имиджевой рекламы в последних периодах очень плавно уменьшайте инвестиции в прямую рекламу, иначе вы можете потерять долю рынка.

 

Цены - один из факторов спроса, эластичность которого напрямую зависит от доли рынка, которую занимают компании в группе. Ценовая стратегия будет напоминать американские горки. В 1 и 2 периодах занятая доля рынка небольшая, эластичность цен максимальная - снижаем цены и захватываем долю рынка. Если у вас получилось захватить долю рынка больше, чем у конкурентов, то в последующих периодах (3 - 4) следим, когда загрузка рынка станет выше 60 - 70%, тогда повышаем и устанавливаем цены чуть выше средних. Тем самым вы сохраняете завоеванную в начале игры долю рынка и получаете дополнительную прибыль в конце игры за счет более высоких цен и большей рентабельности по сравнению с конкурентами. В 5 периоде можно снова снизить цены и дополнительно нарастить долю рынка для увеличения гудвила (размер доли рынка один из факторов гудвила), но в этом случае вы недополучите часть прибыли из-за меньшей рентабельности.

 

План производства - при расчете количества товара для отгрузки агентам и дистрибьюторам, старайтесь не отправлять полупустые или частично заполненные контейнеры. Особенно это касается рынка ЕС, где отправка 1 контейнера стоит 8000. Приоритет на самые крупные рынки ЕАЭС и Интернет, рынок ЕС развивайте по остаточному принципу. Из продуктов по той же причине наиболее важен 1 продукт. В остальном планируйте объем производства в зависимости от потребностей рынка и выбранной стратегии. Пользуйтесь возможностью оставить часть продукции на складе, чтобы равномерно сбалансировать нагрузку на производство в условиях изменения сезонного спроса.

 

Качество продукции

  1. Внедрение НИОКР - внедрять необходимо только MAJOR разработки, MINOR внедряются автоматически. При внедрении MAJOR разработки в производство происходит списание всех накопленных остатков данного продукта со склада. Важно помнить, что иногда в истории сценария могут быть спрятаны MAJOR разработки, которые не были внедрены в производство ранее. Если вы точно не уверены, что “спрятанных” MAJOR разработок в сценарии нет, то лучше провести внедрение просто на всякий случай.
  2. Развитие НИОКР- прогнозировать получение разработок не имея под рукой готовой статистики довольно сложно, поэтому проще всего выбрать оптимальный план НИОКР из подготовленной базы и выстраивать стратегию производства вокруг него. В периоде когда вы планируете внедрить MAJOR разработку в производство, старайтесь максимально точно предсказать спрос, чтобы не оставлять большой запас продукции на складе, т.к. вам придется списать ее по цене лома. Вы можете приобрести оптимальный План НИОКР для всех сценариев в нашем каталоге.
  3. Время сборки - эффект от увеличения сборки наступает только в следующем периоде, поэтому если вы решили увеличить время сборки продукта, то это нужно сделать уже в 1, максимум во 2 периоде. Как правило, оптимально будет оставить время сборки на прежнем уровне или даже уменьшить до 115 - 120% от норматива.
  4. СПК - применение СПК может быть оправдано, если стоимость сырья относительно невысокая. Фактически СПК может иметь всего 2 варианта применения (спрос имеет линейную зависимость от фактора) - если использование СПК в производстве экономически оправдано, то устанавливаем 100%. Если экономически не оправдано, то устанавливаем 0%.

 

Аутсорсинг - крайне полезная и дешевая опция для быстрого масштабирования производства, если вам нужно нарастить выпуск готовой продукции. Альтернатив аутсорсингу ровно 2 - переход на большее количество смен (2, 3) и приобретение новых станков. Минусы этих способов разберем ниже. Для правильного применения аутсорсинга спрогнозируйте план производства продукции в следующем периоде и закупите столько полуфабрикатов, сколько нужно для нормальной работы станков 5 дней в неделю - 100% загрузка (максимальная загрузка при работе 7 дней в неделю 137%). Тем самым вы не будете переплачивать своему персоналу за сверхурочную работу и снизите себестоимость выпущенной продукции. Следите, чтобы в 5 периоде у вас не осталось на складе неиспользованных полуфабрикатов, это замороженные средства и снижение ликвидности вашей компании.

 

Агенты и дистрибьюторы - для выбора оптимального плана найма агентов и дистрибьюторов воспользуйтесь специальной картой. Количество агентов и дистрибьюторов зависит от предполагаемого объема продаж на рынке ЕАЭС и ЕС, но как правило для рынка ЕАЭС оптимальным будет количество 5 - 8, для рынка ЕС 4 - 6 в зависимости от сценария. Старайтесь нанять требуемое количество агентов в 1 периоде и не изменять его до конца игры. В 5 периоде наймите дополнительно 1-2 дистрибьюторов для увеличения гудвила компании (увеличение агентской сети один из факторов гудвила).

 

Операции

  1. Сырье - покупайте сырье с небольшим запасом, чтобы вам хватало для производства продукции. Полезно заранее спланировать производство на все 5 периодов и закупить сырье по 3 и 6 месячным фьючерсам, так вы сможете сэкономить. Помните, что при использовании полуфабрикатов для производства продукции, покупать сырье не нужно, оно не требуется и будет просто лежать на складе.
  2. Техническое обслуживание - в процессе эксплуатации станки тратят свой ресурс и требуют постоянного обслуживания. Если станки своевременно не обслуживать, то их эффективность будет снижаться и рабочие станут тратить больше времени на производство деталей, что увеличит себестоимость выпущенной продукции. Удерживайте эффективность станков на уровне 92%, это будет оптимально. Для достижения более высокого уровня эффективности станков потребуется большее количество часов технического обслуживания и экономически уже невыгодно.
  3. Количество смен - здесь действует простое правило, производство продукции в 1 смену всегда дешевле, чем в 2 смены (при прочих равных), а производство в 2 смены всегда дешевле, чем в 3 смены. Переводите персонал на работу в 1 смену и используйте аутсорсинг для компенсации недостающего количество полуфабрикатов. Единственный случай, когда требуется перевести производство на большее количество смен это 1 период игры. При отсутствии возможностей увеличить производство здесь и сейчас перевод станков на работу в 2 и 3 смены будет вынужденной, но оправданной мерой. В противном случае вы можете потерять свою долю рынка, т.к. не сможете поставить своим агентам и дистрибьюторам достаточное количество продукции в отличие от ваших более агрессивных конкурентов. 
  4. Количество портов - очень простой расчет, который детально описан в отдельной статье. Приобретайте количество портов достаточное для поддержания не более 0,1% количество отказов на сайте. В 5 периоде количество купленных портов можно удвоить.
  5. Развитие веб-сайта - развитие веб-сайта влияет на увеличение спроса только в Интернете. Чем больше инвестиций в сайт, тем больший рост продаж вы можете ожидать. Оптимальное значение инвестиций зависит от размера рынка Интернет и находится в диапазоне 15-40.

 

Персонал

  1. Найм сборщиков - самый дешевый способ найма дополнительного персонала. При отсутствии конкуренции на рынке труда (или достаточном количестве не трудоустроенных сборщиков), найм требуемого количества сборщиков практически обеспечен. При дефиците свободных сборщиков на рынке труда вероятность успешного рекрутинга нового персонала снижается вплоть до 20-30% от запланированного количества. В такой ситуации найм еще большего количества сборщиков не имеет смысла, вы потратите деньги впустую.
  2. Обучение сборщиков - дорогой, но гарантированный способ увеличить количество сборщиков. Применяется в исключительных случаях, когда конкуренция среди компаний за персонал на рынке труда запредельная. В любой другой ситуации дешевле будет увеличить найм сборщиков или повысить ставку заработной платы, чтобы повысить шансы на их рекрутирование.
  3. Ставка заработной платы - уменьшать ставку заработной платы нельзя, это вызовет забастовку персонала. Увеличивать можно, но это несет в себе увеличение себестоимости выпущенной продукции. Поднять ставку заработной платы имеет смысл только в том случае, когда на рынке труда есть острая нехватка сборщиков и как следствие ограничение производства товаров. Тогда вам нужно предложить наиболее выгодные условия работы, чтобы находящиеся на рынке труда сборщики пришли именно в вашу компанию. В такой ситуации увеличение себестоимости продукции будет компенсировано ростом масштабов производства и доходом от продаж.
  4. Управленческий бюджет - важный параметр, который часто недооценивается участниками чемпионата. Управленческий бюджет влияет буквально на все основные процессы компании. При увеличении бюджета повышается спрос на продукцию, уменьшается процент брака, быстрее исследуется разработки НИОКР, уменьшается риск наступления форс-мажора, увеличивается привлекательность компании при найме персонала и т.д. Оптимальное значение управленческого бюджета составляет 13-14% от административных затрат. Рассчитайте заранее среднее значение накладных расходов в течение игры и установите требуемый управленческий бюджет в сразу 1 периоде. Помните, что уменьшать управленческий бюджет резко не рекомендуется.
  5. Тренинг - принцип действия тренинга полностью аналогичен управленческому бюджету, но обходится компании значительно дешевле и оказывает меньший эффект. В отличие от управленческого бюджета, тренинг можно уменьшить или даже указать 0 без риска вызвать забастовку персонала или форс-мажор. Поскольку тренинг обладает существенным накопительным эффектом (аналогично корпоративной рекламе), то рекомендуется инвестировать большую часть средств в начале игры и постепенно уменьшать к 5 периоду.

 

Финансы

  1. Выкуп и эмиссия акций - подробно влияние выкупа и эмиссии акций описано в отдельной статье. Эмиссия акций увеличивает доступную ликвидность компании, что повышает гудвил и инвестиционную привлекательность, поэтому в течение игры нужно минимум 2 раза провести эмиссию акций в размере 10% от капитала акционеров (каждый календарный год). Для большего эффекта правильно выбирайте момент выпуска и выкупа акций - выпуск акций при максимальной цене, выкуп при минимальной цене. Так компания зарабатывает дополнительную прибыль за счет разницы курсов.
  2. Дивиденды - важный фактор для повышения инвестиционной привлекательности, расчет выплаты дивидендов подробно описано в отдельной статье.
  3. Срочный кредит - кредит, который можно взять, но невозможно погасить. Если в старой версии GMC симулятора деньги взятые по срочному кредиту еще учитывались как ликвидный актив компании и команды часты брали кредит в 5 периоде для увеличения гудвила (ликвидность один из факторов гудвила), то в новой версии деньги взятые в кредит не учитываются и это решение потеряло всякий смысл.
  4. Депозит - все “свободные” средства полезно положить на депозит, что даст хоть и небольшой, но дополнительный доход вашей компании.
  5. Покупка станков - в старой версии GMC симулятора покупка станков было очень популярным решением для масштабирования производства. С появлением аутсорсинга необходимость в покупке станков отпала совсем, тем более что они включаются в работу только в следующем периоде.
  6. Продажа станков - продажа станков имеет смысл только если вы ограничены лимитом свободной площади завода и хотите освободить часть места занятого станками для найма дополнительного количества сборщиков. Рискованная стратегия, где важно помнить, что при продаже вы уплачиваете дополнительный налог в размере 60000, которые еще нужно дополнительно заработать в следующих периодах. В конкурентных группах это сделать очень трудно, поэтому чаще всего с такой стратегией можно столкнуться на ранних стадиях чемпионата или в группах с неполным количеством участвующих команд.
  7. Площадь - главный лимит, который ограничивает масштабы производства на заводе компании. Не забывайте проверить количество свободной площади на заводе при покупке новых станков или найме сборщиков. Если площади будет недостаточно, то приобрести станки и нанять персонал вы не сможете.
  8. Страхование - на новой версии GMC симулятора убрали случайное выпадение форс-мажоров у компаний в целях честной конкуренции между ними, поэтому имея на руках хотя бы 1 комплект отчетов вы всегда сможете точно предсказать в каком периоде у компании выпадет форс-мажор и нужно купить страховку. Или вы можете купить готовую базу данных по страховым планам у нас в магазине.

 

Платная информация

  1. Доли рынка - полезно купить платную информацию о долях рынка хотя бы в 1 и 2 периоде, когда компании только начинают экспансию. Так вы сможете вовремя оценить еще относительно свободные ниши и скорректировать свою стратегию развития. В последующих периодах можно обойтись без платной информации, т.к. рынок будет изменяться очень медленно и его изменение можно будет прогнозировать на основе уже готовых отчетов. 
  2. Информация о компаниях - информация о компаниях мало чем поможет вам в процессе игры, но зато подскажет вам какую стратегию выбрала та или иная команда при последующем анализе. Если же вы будете пытаться скорректировать свою стратегию и подстроиться под конкурентов (нарастить рекламный бюджет, сократить НИОКР), повторяя их решения, то с большой вероятностью проиграете. Информацию о компаниях имеет смысл купить только в 1 периоде, чтобы примерно понимать чего ожидать от конкурентов. Однако если вы уверены, что побеждаете в группе или наоборот, что победить шансов уже нет, то смело покупайте всю платную информацию, будет чем обменяться с конкурентами из группы после игры.