Игровые механики - Дивиденды

06.02.2015

Обычно, когда спрашивают про дивиденды, то вопрос звучит как - “Сколько дивидендов надо выплатить в текущем периоде?”. Но это неправильная постановка вопроса, потому что важно не только - сколько платить, но и как платить.

В старой версии GMC-симулятора типовой схемой выплатой дивидендов была 2% + 8% (1% + 4% или 3% + 12%, распределение платежей 1 к 4). Итого 2% платим в 3 периоде и 8% в 5 периоде (в старой версии симулятора выплаты проводились через квартал). Оставалось рассчитать возможный размер дивидендов с учетом сохранения требуемой ликвидности компании и разделить выплаты на 2 периода.

График выплаты дивидендов в новой версии симулятора стал играть значительно большую роль, чем ранее, а значит стратегия выплаты дивидендов сводится к 2 ключевым вопросам:

  1. Размер выплаты дивидендов
  2. График выплаты дивидендов

 

Размер выплаты дивидендов

Максимально возможная сумма дивидендов зависит от нескольких ограничений:

  1. В 5 периоде необходимо сохранить необходимый уровень ликвидности компании, т.к. это один из факторов гудвила. Перед началом игры следует спрогнозировать сколько прибыли вы можете получить в каждом из периодов и прибавить к этому остаток наличных средств. Запас ликвидности в 5 периоде должен составлять не менее 15% от Чистых активов компании, все остальное можно выплатить акционерам в виде дивидендов.
  2. Из предыдущего пункта вы можете решить, что платить нужно максимально количество дивидендов с учетом остатка ликвидности 15%, но важно учитывать еще одно ограничение. Вспомним, как рассчитывается инвестиционная привлекательность:
    ИП = РС + Д + ВЭ, где РС = ГВ * ЧА

    Выплата дивидендов увеличивает ИП через слагаемое Дивиденды (Д) в арифмитической прогрессии. Также за счет выплаты дивидендов изменяется слагаемое РС, где с одной стороны растет Гудвил (ГВ), но с другой уменьшаются Чистые активы (ЧА). При нахождении правильного баланса между всеми компонентами будет найдено оптимальное количество дивидендов для выплаты.
    Визуально зависимость можно увидеть на графике. По горизонтали - количество дивидендов, выплаченных в течение всей игры. По вертикали (слева) - абсолютное значение факторов гудвила. По вертикали (справа) - абсолютное значение инвестиционной привлекательности. Синий - значение фактора гудвила (дивиденды). Зеленый - отношение между ликвидностью и чистыми активами. Красный - абсолютное значение инвестиционной привлекательности.

 

Из графика следует, что оптимум выплаты дивидендов будет лежать в районе 18% - 20%, которые нужно правильно распределить в течение 5 периодов.

 

График выплаты дивидендов

Важным нововведением в новой версии GMC-симулятора стала возможность выплачивать дивиденды акционерам каждый квартал, ранее это можно было делать только через квартал. Определение оптимальной стратегии выплаты при тестировании крайне затруднено, т.к. требуется очень большое количество тестовых групп с идентичными решениями, а поиск релевантных пар для анализа по базе управленческих отчетов не дает нужного результата, но... добрые люди помогли, поэтому внимательно читаем.

Тестирование проводилось на различных графиках выплат при условии неизменности остальной части решения. По результатам тестирования выведены следующие правила выплаты дивидендов:

  1. График платежей должен быть непрерывным. Если провели выплату дивидендов в предыдущем периоде, то дивиденды обязательно нужно платить и в текущем периоде. Поэтому если не уверены,что вам хватит денег на следующие периоды, лучше ничего не выплачивать.
    0% - 1% - 2% - 3% - 4% - Правильно
    1% - 0% - 2% - 3% - 4% - Неправильно 
  2. Выплату дивидендов следует начинать, как можно раньше. В идеале платеж должен пройти уже в 1 периоде, т.к. каждый следующий период к сумме платежа прибавляется годовая процентная ставка банка, которая учитывается в инвестиционной эффективности компании. 
  3. Выплата дивидендов в текущем периоде должны быть на 50% больше, чем выплата в предыдущем периоде, т.е. каждый следующий платеж должен увеличиваться в 1,5 раза (округляем до целого числа, в крайнем случае платеж может быть равным предыдущему). Зная примерный процент дивидендов, который мы должны будем выплатить в течение всей игры, график необходимо сформировать с учетом этого коэффициента.

 

Всего дивидендов1 период2 период3 период4 период5 период
100001
200011
300111
400112
501112
601122
701123
811123
911223
1011233
1111234
1211235
1312235
1412245
1512345
1612346
1712347
1812357
1922357
2022358

 

Оптимальный план выплаты дивидендов встроен в расчетную модель, которую можно приобрести в нашем каталоге.