Кооперационные стратегии

16.04.2015

Кооперационные стратегии получили особенно большое развитие в чемпионатах с бесплатным участием. Бесплатное участие позволяет зарегистрировать неограниченное количество команд (в разумных пределах) и применить кооперационные стратегии с максимальной эффективностью. Симулятор GMC устроен таким образом, что действия конкурентов в группе оказывают значительное влияние на долю рынка вашей компании. Таким образом суть кооперации заключается в получении преимущества командами, которые играют совместно, над остальными соперниками в группе.

 

  1. Перенос стоимости
      1. Уход с рынка - стратегия обусловлена спецификой распределения невыполненных заказов между командами в группе. В ситуации, когда команда не может удовлетворить спрос, часть ее заказов уходит к конкурентам и этим можно воспользоваться. В нужный момент одна команда сливает рынок, другая делает поправку на увеличение спроса по этому рынку и получает дополнительную прибыль. Конкуренты не ожидают резкого увеличения спроса, не могут выполнить заказы, получают долги, снижение гудвила и инвестиционной привлекательности. Уйти с рынка можно несколькими способами:
        1. Слив рынка - устанавливаете цены 0, план производства 0, отгрузка товара не происходит, образуется бэклог. Крайне не рекомендуется, поскольку вызывает слишком много вопросов у конкурентов, может быть обжалован.
        2. Увольнение АД - более продуманное решение, за 1 период до ухода с рынка, вы увольняете агентов и дистрибьюторов. Смысл в том, что в момент принятия решения об увольнении (1 период), агенты продолжают работать в обычном режиме, но в следующем периоде (2 период) решение вступает в силу и вы уходите с рынка. Трюк сложно обжаловать, поскольку затрагивает 2 периода и всегда можно сослаться на опечатку в форме решения.
        3. Свертывание продаж - похоже на уход с рынка, но без бэклога. В форме решения устанавливаете цены 999, благодаря эластичности вы разом уменьшаете свою долю на рынке до минимума и освобождаете место для экспансии других команд, которые зная о вашем шаге, увеличивают рекламу (или снижают цены) и забирают вашу долю рынка. 
        4. Пошаговое свертывание продаж - выбираем продукты и рынки, где доля рынка основной команды максимальна и пользуясь этим преимуществом, обеспечиваем еще больший приток заказов, действуя точечно и в нужный момент.
        5. Комиссия АД 0% - можно сослаться на опечатку в форме решения. При комиссии 0% агент ничего не продает, что равнозначно свертыванию и в результате вы снова освобождаете рынок для других команд.
        6. План производства 9999 - опечатка в плане производства продукции самый элегантный вариант, вместо плана производства 956, указываем 9956. Возможное время производства продукции разделится между продуктами пропорционально установленному плану, т.е. практически полностью перейдет на указанный продукт. Эффект равен сливу, но очень трудно обжаловать.
      2. Обмен платной информацией - получаем "бесплатную" платную информацию о рынке, то есть экономим на расходах относительно конкурентов.
      3. Переток сборщиков от союзника - всё то же самое, что и с "уходом с рынка", но только рынка сборщиков. Допустим, на рынке ощутимая безработица, а вы экономите на персонале. Есть риск и ухода сборщиков и забастовок. В критический период делаем условия труда у союзника еще более невыносимыми, чем у нас, а себе ставим наем сборщиков побольше. Риски серьезно снизились – профит, быстро и незаметно.
      4. Форсированная корпоративная реклама - злоупотребляем особенностью имиджевой рекламы развивать весь рынок в целом. Понятно, что конкуренты получают примерно тот же микроскопический прирост, что и мы. Поэтому пользуемся этой стратегией лишь в случае неоправданно большой закупки станков или полуфабрикатов, с целью минимизировать потери.
      5. Выдавливание конкурентов - в первые периоды ставим наши расходы на увеличение спроса чуть выше оптимальных, тесним конкурентов, а в последних периодах переводим потенциальную энергию в кинетическую - возвращаем свои инвестиции, переходя в "высокие ценовые сегменты". Тонкая стратегия, требующая хорошего знания отдачи факторов спроса.

 

  1. Ухудшение положения конкурентов
    1. Слив рынка - цель бэклог у конкурента. Применяется чаще всего в 5 периоде на конкуренте, работающим на пределе своих производственных возможностей. Эффект кратно усиливается при увеличении количества "сливающих" команд. При использовании стратегии также можно отлично заработать основной командой. Отслеживается по признакам: ряд команд работают на ценах, близким к демпинговым, то есть явно неэффективно. При этом одна компания накапливает склады, сборщиков, работает на избыточных мощностях. Хотите защититься – поступайте точно так же - закупайтесь впрок. И вот, когда тряхнет, можно обращаться к организаторам. Непременно с доказательствами того, что этот слив был именно под его команду, а не под вашу.
    2. Шок на рынке труда - срабатывает не всегда. Цель - провоцирование забастовок, стратегия требует высокой квалификации. Оптимально применяется в 3 периоде или позднее. Обычно к 3 периоду команды уже наняли достаточное количество сборщиков и переводят их на 5-дневную рабочую неделю. В этом момент 2 или более команды нанимают 99 сборщиков с параллельным увеличением ставки заработной платы. Сборщики конкурента начинают увольняться и переходить на работу в эти компании. При достижении количества уволившихся сборщиков 5,5% от работающих в компании, наступает забастовка. Чтобы не получить забастовку самому - подстраховываемся, делаем небольшой найм сборщиков (5-10) и переводим на 5-6 дневную рабочую неделю. В случае удачи можно сломать конкуренту весь производственный процесс - уменьшается количество сборщиков само по себе, плюс сокращается время за счет забастовки.
    3. Затоваривание складов - применяется при высоких издержках на производство продуктов или ограниченности мощностей. Цель - внедрения НИОКР конкурентов. Очевидное применение стратегии - 2 и более команды в ключевой период плановых приходов больших разработок совместно демпингуют, завалив склады противника дорогим, но морально устаревающим товаром. Главное добиться того, чтобы конкурент принял решение на следующий ход распродать склады, придерживая дорогое внедрение. Решение о невнедрении будет нам неизвестно, мы лишь косвенно сможем оценивать его вероятность по складским запасам в балансе; на всякий случай при очень больших их объемах повторяем процедуру еще раз – дальше у противника просто проблема должна смениться отчаянием, что и нужно. Сами в этот момент перераспределяем производство с двух других товаров. Заметно, недоказуемо, ненаказуемо, практически неизбегаемо.

 

  1. Угроза - как и современном мире, сам факт владения ядерным оружием уже является сдерживающем фактором от посягательств конкурентов, так и здесь. Явное наличие в группе команды, которая играет сильно и не “оптимально” (по понятиям GMC), заставляет конкурента перестраховываться и тратить ресурсы на купирование возможных неприятностей. При прочих равных, в этой ситуации вы можете не тратить собственные силы и спокойно идти к победе.
    1. Избыточное производство - всегда опасно, непонятно и заставляет конкурента страховаться от возможного слива рынка, демпинга, свертывания и т.д. Инициатива остается за вами. Может быть выполнена в следующих вариантах:
      1. Игра на высоких сменах
      2. Сверхзакупка станков
      3. Сверхзакупка сырья
      4. Сверхзакупка полуфабрикатов
      5. Сверхнаем сборщиков
      6. Угроза высокими складами
    2. Демонстрация марионетки - иногда полезно не использовать кооперационную стратегию, а просто не допускать ее использование противником. Лучше, чем стратегия «окружи себя союзниками», не придумать. Если союзников мало, то можно на всякий случай сообщить противнику, что они у вас есть. Например, сообщить, что в такой-то период у такой-то компания будет такая-то цена по первому продукту в НАФТА. Убедительно. Заметите приготовления к деструктивным действиям – применяйте стратегию упредительно.

 

  1. Управление рыночной ситуацией
    1. Совместный демпинг/маржа - видим ориентацию противника на маржу – снижаем всеми командами цены. Противник играет на низких ценах? Играем на высоких всеми командами. Противнику ничего не останется, как присоединиться к малоэффективной для себя, но стабильной рыночной стратегии большинства. Намеренная кооперационность малозаметна, защититься просто – следовать за рынком. К чему вас и принуждают.
    2. Формирование средних - очень распространенная, эксплуатирующая особенности формирования рыночного спроса симулятором. Команды, попадающие в средние значения (прямая, цены), получают несколько больше всех остальных. Чем больше команд под управлением – тем лучше. Эффект ощутим уже при трех подконтрольных командах. Заметно, да, но при определенной вариативности цен противнику придется постараться доказать картельный сговор. Можно постараться присоединиться к средним значениям, но там вся фишка в том, чтобы спрогнозировать следующие средние было невозможно.
    3. Провоцирование гонки рекламных бюджетов - может применяться против продвинутых команд-колдунов, любящих зажечь в пятом периоде с гудвиллом. Повышаем на всём рынке рекламные бюджеты, снижаем потенциальную маржу, подрываем базу для гудвилла. Использовать, если умеем хорошо зарабатывать.
    4. Расшатывание рынка - попеременная игра на увеличении/уменьшении предложения союзной команды и ее факторах спроса. Задача – добиться большой амплитуды колебания спроса, the more - the merrier. Сначала частного спроса, а затем тенденцию должны подхватить и уже команды-некооператоры. Трясти должно весь рынок, попадать в спрос не должен никто, кроме основной команды. По результатам поздних периодов должны быть либо большие склады, либо крупный бэклог.

 

  1. Тестирование
    1. Тестирование ресурсов - применяется чаще остальных стратегий данной категории в случае неизвестного ранее сценария. Проверка основных ресурсов: НИОКР, сайт, внедрения, рейтинги, АД. Форсированные бюджеты и понимание, как работают эти функции (вам будет необходимо пользоваться результатами тестов с опозданиями в период). Прекрасно будет работать в связке «международный полуфинал – международный финал».
    2. Тестирование гудвилла - редкий вариант, но тоже для чемпионата мира.
    3. Тестирование спроса - самоубийственный вариант для команд-тестеров, но, если у вас два мара, которых не жалко, можно попробовать рискнуть и ими.

 

  1. Коммуникационные диверсии
    1. Имитация слива - что делать, если соперник имеет больше вашего шансов на выход из группы? Устройте громкий «уход с рынка». Убиваем сразу двух зайцев – и у самих шансы подрастают, а если не дотянете, то бегом к оргам с жалобами на «слив».

 

  1. Вышедшие из употребления
    1. Разрушай чужой рынок - единственная стратегия, которая могла теоретически присутствовать в тот момент, когда не существовало международного финала. Был такой пятилетний период. И соответствующая моменту кооперационная стратегия, уверен, была. Тогда 9 команд были распределены в две группы и конкурировали по ЦА на двух независимых рынках. Всё, что требовалось от команды-злоумышленника – устроить гонку рекламных бюджетов и ценовые войны в соседней группе. Всё, гарантированно половина конкурентов сходила с дистанции.