Краткий курс молодого бойца GMC

В этой статье, уважаемые игроки GMC, бывшие и будущие конкуренты, я бы хотел рассказать о своем подходе к принятию решений. Не претендую на единственно верный подход, более того – уверен, что многие игроки, добившиеся значимых успехов в GMC исповедуют иной, отличный от моего, подход. Кроме того, возможно я сам ошибаюсь в каких-то вещах. Тем не менее, полагаю, в целом этот подход имеет гораздо больше плюсов, нежели минусов, и за последние несколько лет он позволил мне добиться определенных успехов в чемпионате.
Нисколько не хочу отделить себя от команды, в составе которой выступал и добивался успехов. Наоборот, считаю, что именно благодаря работе в этой команде, капитаном которой являлся Олег Фомин, а членами Александр Стома и Евгений Нагибин, у меня появилась возможность добиться успехов. Но в этой статье могу говорить только за себя и рассказывать о тех вещах, которые не попадают под ограничения, налагаемые командным договором о неразглашении информации. Впрочем, так будет и впредь, если у меня появится возможность писать подобного рода статьи, а у кого-то из вас их читать.
Так вот, изначально я делю решения на стратегические (принимая которые, вы можете рассчитывать на их реализацию на протяжении более чем одного игрового периода, то же самое касается и эффекта от них) и оперативные (которые действуют один игровой период и практически не влияют на принятие решений в последующих периодах). Сразу хочу сказать, что стратегические решения потому и стратегические, что если вы допустили серьезный просчет при их принятии, уже следующим ходом становится «поздно пить Боржоми». У нас есть даже своего рода командная примета, которая практически всегда срабатывает при анализе листа с балансами конкурентов и МИ: «после первого хода никогда нельзя сказать, какая команда выиграет, но очень часто можно сказать, какая команда проиграет».
Стратегических факторов в симуляторе много и они достаточно сильно отличаются друг от друга, как по способу расчета, так и по характеру влияния. Поэтому я выделяю три (плюс одна) базовые стратегии: стратегия управления спросом, производственная стратегия и стратегия управления гудвилом, также к отдельной стратегии можно отнести стратегию управления НИОКР (очень уж она специфична).
Первым делом я планирую спрос, причем спрос по всем пяти периодам. Для этого я примерно (на данном этапе хирургическая точность не очень важна) планирую вложения в имиджевую рекламу на протяжении всех пяти периодов, средний уровень прямой рекламы по все продукто/рынкам (специально ввел этот термин, чтобы не писать каждый раз РФ-п1 и т.п., просто нужно помнить, что их девять). Также планирую средний уровень сборки, вложения в сайт. Предполагаю, сколько у нас будет АД и на каких условиях они будут работать, а также определяю условия для интернет-агента. Причем, повторюсь, все это я делаю для каждого из пяти периодов и, учитывая прогнозные коэффициенты влияния каждого инструмента спроса на рынок, а также историческую сезонность, получаю прогноз спроса по каждому из пяти предстоящих периодов. Цены, в большинстве сценариев, при планировании спроса не изменяю.
Далее этот черновой прогноз спроса становится базой для разработки производственной стратегии, точнее, для нескольких производственных субстратегий: выбор смен и количества станков (если вы неправильно первым ходом выбрали сменность – даже следующим ходом исправить что-то будет сложно. Конечно, есть сценарии, на которых приблизительно одинаковые шансы на победу дают стратегии с разной сменностью, но эти сценарии весьма редки. Со станками полегче, — здесь ошибка на один-два станка не так критична, особенно, если базовое количество станков у вас большое, но тоже чувствуется. Хотя, теперь будет попроще, поскольку в новой версии сима станки не нужно будет ждать два квартала, и стоить они будут чуть дешевле); далее идет стратегия найма сборщиков (вы знаете время сборки по периодам, а также объем производства, определяя для себя желаемую степень загрузки сборщиков (у нас она варьировала по периодам), вы достаточно точно планируете, сколько сборщиков в каком квартале будете нанимать. Важная стратегия закупки сырья – да, вы не всегда знаете, как будет изменяться цена на фьючерах, но, как правило, тенденции схожи от сценария к сценарию – имея объем производства по периодам, вы также сможете достаточно точно предсказать, сколько сырья и когда надо закупать. Говоря о производственных стратегиях, нельзя обойти вниманием складскую стратегию – ей нужно уделять достаточно много внимания при планировании. Ее разработка идет вкупе со стратегией закупки станков (стандартный пример: если игра заканчивается четвертым кварталом, в котором обычно наблюдается резкий скачок спроса, не стоит закупать станки так, чтобы производственные мощности на 100% покрывали спрос последнего периода — достаточно в предпоследнем ходе, третьем календарном квартале, когда наблюдается небольшой спад, произвести побольше на склад, а потом продать все это).
Вот так вы распланировали производство и переходите… нет, не к гудвилу, а опять к спросу. После того, как вы определились с количеством смен, станков, сборщиков, сырья и складов, не лишним будет заново пройтись по всем факторам спроса и скорректировать их, если вы заметите какие-то отклонения от начального плана. Потом опять к производству. Таким образом, итерационный процесс повторяется до тех пор, пока изменения, вносимые вами в первоначальные планы, на ваш субъективный взгляд не станут незначительными. Мне, как правило, хватало двух циклов.
Далее переходим к гудвилу. На самом деле, я считаю, что гудвил не так критично планировать на пять периодов. Более того, я считаю, что гудвил нужно планировать только на один период, и этот период последний. Именно поэтому, при анализе конкурентов за четыре первых периода я никогда не смотрю на цену акций (в которую входит и гудвил), а только лишь на чистую стоимость (т.е. на то, сколько компания суммарно зарабатывает прибыли). Гудвил можно и нужно максимизировать последним ходом. В тонкости максимизации гудвила я сейчас подробно вдаваться не буду – об этом уже достаточно написано и без меня. Тем не менее, упомяну, что получить максимально возможную прибыль в последнем периоде достаточно логично, для этого нужно грамотно планировать политику инвестиций по периодам. С ликвидностью еще проще (было, сейчас, в новой версии сима, ИМХО, планирование ликвидности на последний период станет на порядок более трудной задачей, хотя я могу ошибаться), достаточно путем нехитрых манипуляций довести уровень до минимально необходимого (хотя даже здесь – виват системному подходу – нужно связывать планируемый гудвил с закупкой станков в начале игры, ибо чрезмерные инвестиции в основные фонды могу привести к нехватке наличности). Далее дивиденды – по известной формуле, доля – понятно, что чем больше, тем лучше, как правило, очень сильно коррелирует с прибылью. Динамика агентской сети тоже была описана, бэклоги никому не нужны. И подходим к НИОКР…
Вот как спланировать НИОКР я не знаю. Могу лишь сказать, что для меня планирование НИОКР получается только на известных сценариях, которые уже были отыграны мной, либо кем-то очень добрым, кто поделился со мной отчетами. Если план НИОКР известен мы корректируем на него свою стратегию спроса и производства. По правде сказать, мы вносим эти коррективы изначально, и когда планируем спрос (поправка на рост спроса при внедрении Больших и Малых разработок), и производство (не забудьте, что когда мы внедряем Большую, то происходит списание складов, соответственно, не надо планировать склады по определенному продукту в тот период, перед которым вы ожидаете получение Большой). Но поскольку стратегия НИОКР является весьма и весьма специфичной, то я выделил ее в отдельный раздел, и поэтому описываю после. Вы можете считать, что еще один итерационный цикл нужно провести со стратегиями спроса и производства после планирования стратегии НИОКР.
После того, как мы разделались со стратегическим уровнем, переходим к операционному, т.е. к тем решениям, которые приходится принимать каждый новый период. Сюда относим количество портов, ТО, инвестиции/депозиты, управленческий бюджет, выбор страхового плана и маркетинговую информацию. Также к операционному уровню я отношу цены и прямую рекламу. По одной причине: до сих пор мы с вами никак не вспоминали о конкурентах, но их влияние на ситуацию в группе достаточно весомо. Так вот, практически всегда (каждый ход) приходится корректировать ценовую политику и рекламную (прямая реклама), чтобы учитывать влияние конкурентной динамики. На самом деле, особо продвинутые команды иногда прогнозируют влияние конкурентов на начальном этапе и учитывают его при разработке стратегий (допустим, на начальных раундах в группе много слабых конкурентов, которые будут легко «отдавать рынок», значит нужно закупить станков побольше, чем было бы целесообразно, если бы в группе собрались в основном «бывалые» игроки). Но это уже высший пилотаж, который базируется на опыте игры и классной конкурентной разведке.
Итак, вы продумали стратегию развития своей компании на все пять периодов, грамотно принимали операционные решения, предварительно запаслись кроличьими лапками, подковами, четырехлепестковыми листами клевера и другими магическими артефактами и – не может быть! – вы чемпионы России по GMC!
А вот как стать мировыми чемпионами, я вам не расскажу, потому что сам не знаю ;)
С уважением, Любавин Д., участник GMC с четырехлетним стажем.

5 комментариев

avatar
очень много букв
avatar
Итак, вы продумали стратегию развития своей компании на все пять периодов
А теперь отправьте её в корзину, поскольку не все «молодые бойцы» делают также и принимают обоснованные решения, а значит, ситуация в вашей группе может меняться так, как вам и не снилось, и думать придется все 5 периодов.
avatar
Д Михалыч, хочу сказать вам, как человек с >30летним стажем, что указание стажа ничего не возбуждает в душе адресата.
Важен лишь результат...;)
  • Duma
  • 0
avatar
процесс иногда тоже имеет значение...;)
avatar
действительно много букв, да и текст бы на пунктики.а так для новичка лично мне полезно… хоть куда двигаться.

Оставить комментарий